Касса для самозанятых граждан — нужно ли использовать ККТ
Содержание:
Самозанятые — это лица, которые оказывают услуги или продают товары, произведенные собственноручно. У данных граждан нет официального места работы. Это значит, что они не оплачивают налоги государству. Органы власти формируют особый механизм самозанятости и вводят соответствующую систему налогов. В связи с этими изменениями возникает вопрос: нужен ли самозанятым кассовый аппарат. А также прочитайте отзывы о работе в Озон в независимой группе в ВК https://vk.com/rabota_v_ozon_otzivi.
Необходимы ли кассы самозанятым
В конце 2018 г. (27.11.2018 г.) Государственной Думой был принят закон № 422 «О проведении эксперимента…». Он утвердил налог на самозанятость, или налог на НПД.
В законах РФ нет понятия «самозанятых лиц», однако в них имеются определения профессионального дохода и налога на профессиональный доход (НПД).
Наиболее распространенные виды деятельности самозанятости: таксисты, разнорабочие, фрилансеры, работодатели и т. д. Тем, кто предосталяет услуги клининга, няни или сиделки, репетиторства, предоставляется отсрочка уплаты налога до 31.12.2019 г.
Данный эксперимент позволяет не уплачивать некоторые виды налогов: НДС, НДФЛ, взносы в ПФ. В ПФР вносить средства возможно самостоятельно. В этой ситуации у гражданина начнет идти трудовой стаж. Если ничего не вносить в фонд, то в будущем возможно получение только социальной пенсии.
НПД предусматривает следующие виды взносов:
- с доходов с продажи товаров или услуг гражданам — 4 %;
- от прибыли с услуг, которые предоставляются ИП или юридическим лицам — 6 %.
Выплата налога осуществляется каждый месяц до 25 числа. Сумма оплаты приходит уведомлением с помощью приложения до 12 числа. Если сумма налога менее 100 руб., его оплата переходит на следующий месяц.
Плательщик налога НПД должен передавать в ФНС данные, используя приложение «Мой налог» или электронную площадку. Там можно создавать чеки, контролировать все финансовые операции. Сформированный чек должен быть передан клиенту.
Таким образом, на основании статьи 2.2 ФЗ-54, отдельный кассовый аппарат для самозанятых иметь необязательно.
В каких случаях необходима онлайн касса для самозанятых
ККТ самозанятые граждане не применяют. Однако возникает вопрос, нужна ли онлайн-касса для самозанятых. Данный вид необходим лишь тогда, когда сфера деятельности идет вразрез с основными условиями, которые предусмотрены законами РФ:
- наличие наемных рабочих;
- годовой доход свыше 2,4 млн руб.;
- занятие розничной торговлей;
- сдача в аренду коммерческой недвижимости. Сюда не включается сдача в аренду жилой недвижимости;
- применяются специальные налоговые режимы или ОСНО. Если решено перейти на НПД, то на протяжении месяца, после того как произведена постановка на учет, необходимо направить уведомления, что другие налоговые режимы не используются.
Также есть перечень доходов, к которым невозможно применить данный эксперимент:
- доход от продажи транспорта и недвижимости;
- реализация ценных бумаг или паев;
- передача прав на недвижимость;
- доходы, которые получены от добычи или от переработки полезных ископаемых;
- производится доставка товаров. Однако, если курьер при расчете применяет кассу продавца, то он вправе работать на НПД;
- другие доходы, которые предусмотрены ФЗ-422.
Что такое регионы со спецрежимом
Новый вид налога является экспериментом. На основании законодательства РФ налог на НПД действует только для населения в четырех регионах. К ним относятся Москва, Татарстан, Московская и Калужская области. Для оплаты НПД гражданину или ИП необходимо вести деятельность в каком-то из этих регионов. Оформление самозанятости можно провести в тех регионах, в которых располагаются заказчики или клиенты.
Использовать НПД могут не только граждане России, но и жители государств, которые входят в ЕАЭС. Лица прочих иностранных государств использовать НПД не могут.
Законом эксперимент рассчитывается на 10 лет — до конца 2028 г. В течение этого времени запрещено изменять ставку налога и предельную сумму дохода. Рост числа регионов, которые будут задействованы в уплате НПД, будет зависеть от того, как успешно будет осуществляться данный пилотный проект. Возможно, что с 2020 г. к этому проекту присоединятся другие регионы. Причем есть реальные причины для этого:
- по регионам количество самозанятых по РФ составляет более 33 тыс. чел.;
- общий оборот в сфере самозанятости составляет более 1 млрд руб.
Органы власти делают данный режим более простым и привлекательным. Нет необходимости в составлении и сдаче отчетности, содержании онлайн-касс, уплате страховых взносов.
Как самозанятым регистрировать кассу
Для самозанятых не требуется предоставлять в налоговую декларацию. Также касса для самозанятых не нужна. Вся основная информация будет отправляться в налоговую при помощи приложения через Интернет «Мой налог». Человек, который получает доход, решает самостоятельно, какие поступления будут считаться доходами, а какие нет. Также имеется возможность привязать к приложению карту. С нее автоматически будет списываться налог.
Также взаимодействие с налоговой способен осуществлять банк или оператор специальной торговой площадки. Список финансовых организаций и площадок, которые будут уполномочены в решении данного вопроса, будет прописан в приложении. В программе можно работать на ПК, планшете или смартфоне.
Существует несколько методов, которые позволяют стать плательщиком налога НПД:
- заполнить заявку о необходимости постановки на учет. Переправить с помощью приложения сканы паспорта и личной фотографии;
- заявку отправить при помощи личного кабинета на официальном сайте налоговой. Здесь паспортные данные и фотография не требуются;
- подать заявку в банк о необходимости регистрации в ФНС. Подписание документа происходит электронной подписью. Фотография не нужна.
Чтобы произвести снятие с учета, необходимо заявление самого гражданина или инициатива налоговой. ФНС снимает с учета в случае, когда плательщик налога не соответствует требованиям, прописанным в законе. О том, что произведена постановка на учет или снятие с учета, налоговая оповещает в форме уведомления, которое направляет через приложение «Мой налог».
Как происходит выдача чеков
Если гражданин оплачивает услугу или товар наличными или банковской картой, то чек ему передается в момент расчета. При оплате безналичным способом чек необходимо отдать не позднее 9 числа следующего месяца.
Чек от самозанятого может быть в электронном или бумажном виде. Если он электронный, то его возможно передать следующими способами:
- на e-mail электронным письмом или смс-сообщением;
- отправка QR-кода.
Чек распечатывается на электронном устройстве, подключенном к приложению «Мой налог».
Фискальный документ обязательно должен иметь следующие реквизиты:
- название документа;
- в какое время и когда проведена операция;
- сведения о налогоплательщике, включая его ИНН;
- сведения о том, какая проведена операция, в том числе информация о сумме расчета и другие реквизиты.
Таким образом, касса для самозанятых не нужна, хотя есть несколько исключений. Лучше заранее с ними ознакомиться, чтобы не заработать штраф от налоговой, и вести бизнес спокойно.