Регистрация ИП в ФСС в качестве работодателя — какие документы нужны
Содержание:
Регистрация ИП в ФСС в качестве работодателя интересна любому предпринимателю, заключившему официальный договор хотя бы с одним соискателем. Если требование закона не выполнить – грозит привлечение к уголовной либо административной ответственности. Вид применяемых санкций определяется тем, насколько серьёзным было нарушение. В этом вопросе стоит разобраться подробнее, и сделать это предварительно.
Что такое ФСС?
ФСС – аббревиатура, присвоенная Фонду Социального Страхования. Это государственный внебюджетный фонд, цель создания которого – обеспечить обязательное социальное страхование граждан. Чаще всего эта организация отвечает за социальную помощь для следующих категорий населения:
- родственники умерших работников;
- инвалиды, родители детей-инвалидов;
- матери, отцы во время ухода за детьми;
- беременные женщины.
Должен ли ИП регистрироваться в ФСС?
Присоединение к программе страхования – личный выбор каждого из предпринимателей. После регистрации нужно соблюдать все условия фонда, вовремя перечислять денежные средства.
При наличии страховки можно претендовать на пособия в следующих обстоятельствах:
- лечение детей по больничному листу;
- рождение детей;
- ранняя постановка на учёт при беременности;
- отпуск по уходу за детьми до трёх лет;
- временная нетрудоспособность.
В качестве работодателя
При наличии следующих обстоятельств регистрация в ФСС для предпринимателей становится обязательной:
- если был заключен трудовой договор с подчинёнными, после чего получен соответствующий статус;
- если бы оформлен гражданско-правовой договор, где прописана обязанность уплатить взносы в ФСС.
Без сотрудников
Если наёмные рабочие отсутствуют, то обязанность регистрировать предприятие с гражданина снимается. То же самое относится к случаям, когда в гражданско-правовом договоре нет информации об обязанности регистрироваться в ФСС.
Как предпринимателю стать на учёт в ФСС?
В 2019 году правила регистрации в этом фонде для индивидуальных предпринимателей практически не поменялись. В 2х основных документах содержится правовое обоснование самой необходимости регистрироваться:
- №255-ФЗ от 2006 года. Форма закона практически не менялась.
- №125-ФЗ от 1998 года.
30 календарных дней – строго регламентированный срок, в который должна завершиться процедура. Точка отсчёта – момент, когда заключается с первым из наёмных работников. Но отправка заявления о регистрации в качестве страхователя ИП в ФСС требуется раньше этого срока.
Список необходимых документов
Перед тем как встать на учет в ФСС как работодатель ИП должен подготовить следующие бумаги:
- заявление по строго установленной форме;
- копию трудовой книжки на подчинённого, либо само соглашение, подписанное со второй стороной. Работник при этом имеет право выбрать подходящий вариант.
Понадобится и дополнительная информация для решения вопроса:
- выписка из Единого государственного реестра;
- свидетельство о госрегистрации физического лица с соответствующим статусом;
- свидетельство в доказательство постановки на учёт;
- копия гражданского удостоверения, без которого регистрироваться нельзя;
- паспорт индивидуального предпринимателя.
Когда регистрация завершается, заявителю высылают соответствующее уведомление, где вносят следующие сведения:
- реквизиты филиала ФСС, куда на регулярной основе перечисляют взносы;
- размер тарифа по обязательному социальному страхованию;
- код подчинённости страхователя;
- регистрационный номер страхователя.
Для регистрации можно выбрать любой способ из представленных:
- Через электронный сервис «Госуслуг».
- Отправка в виде почтовой корреспонденции.
- Личное обращение в территориальный орган для передачи заявления в ФСС, регистрации ИП в качестве работодателя.
В процедуре подачи документов может участвовать законный представитель, если у него есть документ, подтверждающий полномочия.
Куда нужно идти для регистрации?
Обычно заявление подают по адресу, где сам предприниматель официально зарегистрирован. Заявление имеет разные формы, в зависимости от документа, на основании которого его подают.
Возможна ли постановка на учёт через Госуслуги?
Это актуальный вариант у предпринимателей с доступом к интернету, соответствующему серверу. Порядок действий для заявителя будет следующим:
- Регистрация на самом портале Госуслуг. Достаточно указать ФИО вместе с номером телефона, адресом электронной почты для поддержания связи. Бумажный бланк не выдаётся.
- Заполнение заявления в электронной форме.
- Нужно немного подождать, пока заявление рассмотрят. Добровольный порядок обращения этого правила не меняет.
- Получение документов, подтверждающих регистрацию.
Нужно ли что-то платить в фонд социального страхования?
Любой предприниматель должен отчитываться перед ФСС, платить соответствующие взносы. Вот минимальный перечень документов:
- ксерокопии лицензии или другого удостоверения, подтверждающего, что деятельность законна;
- ксерокопия свидетельства о постановке на учёт в качестве ИП;
- ксерокопия ИНН, образец – обязательно российский;
- ксерокопия документа, удостоверяющего личность;
- заявление в форме №108н, которое тоже надо зарегистрировать отдельно;
До 31 декабря отчётного года происходит уплата всех обязательных взносов. Выплаты могут быть единоразовыми в полной сумме, либо частичными.
Что предусмотрено за непостановку ИП на учёт в ФСС?
В случае нарушений предусмотрена стандартная административная ответственность.
- От 5 до 10 тысяч рублей в связи с уклонением от оформления трудовых соглашений.
- До 30-40 тысяч рублей возрастает сумма, если речь – о повторных правонарушениях в той же сфере. Новый образец уведомления о преступлениях практически не отличается от старого.
- Преступления в особо крупном размере ведут к штрафам, составляющим до 100-300 тысяч рублей или в размере всего дохода, полученного за определённый период. Крупный размер – когда сборы и налоги, другие подобные платежи пропущены за последние три года, и сумма задолженности составила 900 и более тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель в этом случае должен рассчитаться по штрафам как можно быстрее, чтобы проблем не стало больше.
- Особо крупный размер преступлений приводит к применению штрафов до 200-500 тысяч рублей. Максимальное наказание при таких обстоятельствах – возможное лишение свободы на два года.
500-1000 рублей – минимальное наказание для предпринимателей, если они нарушили общие сроки постановки на учёт. В некоторых случаях гражданам разрешается отказаться от посещения Пенсионного фонда, отдать предпочтение общению с налоговой службой при оформлении отчётностей. Страхование работает по указанным правилам всегда.
Как снять себя с учёта?
В качестве работодателя в ФСС можно сняться с учёта только после того, как с последним из сотрудников были расторгнуты все соглашения. Если гражданско-правовые договора продолжают действовать – то необходимость в подобной процедуре автоматически отпадает.
Снятие с учёта в ФСС предполагает передачу следующего пакета документации:
- Заявление. Оно нужно вне зависимости от того, какая используется услуга.
- Копии документов, подтверждающие прекращение трудовых отношений с работниками. Обычно это приказы об увольнении, дополнительные соглашения на расторжения договоров. Социальный вид пособий оформляется отдельно.
Закон не обязывает обращаться в ПФР при увольнении сотрудников. Но есть много причин это сделать. В том числе – если не направить заявление, обязанность оформления и отправки отчётов сохраняется, из-за чего тратятся деньги, время.
В 2019 году продолжают упрощать процедуру регистрации в ФСС для индивидуальных предпринимателей. Отпадает необходимость лично посещать Пенсионный фонд или Фонд Социального страхования. Вполне допускается вариант, когда все действия проводят удалённо, или в процедуре принимает участие законный представитель. Список документов, необходимых для решения вопроса, тоже был уменьшен по сравнению с предыдущими годами. А общие сроки регистрации остаются прежними, об этом надо помнить.