Как закрыть ИП — пошаговая инструкция, какие документы нужны для ликвидации

Иногда случаются жизненные ситуация, когда приходится закрывать свой бизнес. Это может быть тяжелая болезнь или недостаток средств для ведения дела. Даже если человек не работает, а просто имеет статус ИП, он обязан каждый год платить взносы не зависимо от того, есть у него какой-то заработок на этом или нет. Поэтому это и будет причиной для закрытия. В этой статье подробно рассмотрено, как закрыть ИП и что для этого нужно.

Причины для закрытия ИП

Прекращение деятельности ИП возможно по ряду причин. Самая популярная — закрытие из-за отсутствия средств для дальнейшей работы бизнеса. Закрыть его может и предприниматель, и суд по причине банкротства. Не исключено закрытие ИП, чтобы перейти на другую организацию. Очень часто ИП переходят на ООО для того, чтобы работать согласно закону (продажа спиртного, страховая деятельность, микрозаймы). При этом ликвидация ИП совпадает с регистрацией новой организации, поэтому есть возможность подать документы одновременно для закрытия и открытия.

Ликвидация ИП

Когда у предпринимателя плохо идет бизнес, он тоже подает в ИФНС документы для ликвидации ИП. Также ИП можно закрыть по причине плохого здоровья или из-за смерти владельца. Кроме этого, есть многие, кто имеет ИП, но работает по трудовому договору, и из-за дефицита времени человек закрывает свой бизнес.

Обратите внимание! Очень часто ИП ликвидируют, чтобы уклониться от уплаты налогов. Этот шаг может привести к административному нарушению и штрафу

Сколько стоит прекращение деятельности

Сумма закрытия ИП может быть разной, все будет зависеть от того, самостоятельно ли закрывается организация или с помощью юриста.

Если все документы были собраны самостоятельно, то нужно оплатить госпошлину 160 руб*. Сделать это можно онлайн или через кассу. Дальнейший процесс закрытия будет быстрым.

Если пользоваться услугами юристов, то цена будет от 2000 до 10 тыс. руб.

Примерные цены юридических услуг:

  • составить заявление — примерно 2000 руб.;
  • запрос в пенсионный фонд для справки — 2500 руб.;
  • заверить заявление — 1400 руб.;
  • уведомление пенсионного фонда о закрытии ИП — 2000 руб.

Важно! Плюс к этому также придется заплатить госпошлину 160 руб.

Что нужно сделать для закрытия

Во время процедуры стоит учитывать следующие важные детали.

Необходимые документы для закрытия ИП

В 2019 г. при прохождении процедуры ликвидации ИП в МФЦ представляются следующие документы:

  • заявление по образцу 26001;
  • чек с оплатой госпошлины.

Если налоговую будет посещать предприниматель лично, то нужно взять с собой еще и паспорт. Если интересы будет представлять юрист, то нужна доверенность.

Сдача декларации

При ликвидации ИП декларацию нужно сдать:

  • при ОСНО: в течение пяти рабочих дней с момента закрытия ИП;
  • срок оплаты НДФЛ — не позже чем через 15 календарных дней со дня подачи декларации;
  • при УСН: не позже 25 числа месяца, следующего за месяцем закрытия;
  • при ЕНВД: не позже 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором было закрыто ИП.

Это нужно делать для правильного расчета страховых взносов.

Образец декларации

Страховые взносы за ИП

Если фирма закрылась в течении расчетного периода, то размер страховых взносов, подлежащих оплате за данный расчетный период, высчитывается пропорционально количеству месяцев до дня, когда ИП было закрыто. За неполный месяц работы соответствующий фиксированный размер взносов высчитывается пропорционально количеству дней этого месяца по дату прекращения регистрации ИП.

Снятие с учета ККМ

Перечень документов для снятия: заявление, техпаспорт, карточка регистрации, тетрадь кассира, учетный талон, паспорт предпринимателя.

Инструкция снятия с учета:

  1. Вызов специалиста техобслуживания. Перед посещением налоговой нужно вызвать мастера. Он придет в назначенное время и снимет с кассы фискальный чек.
  2. Передача документов в ФНС. Для снятия ККТ с учета нужно обратиться туда, где регистрировалась касса.
  3. Рассмотрение документов. Органам ФНС дается пять рабочих дней для рассмотрения заявления и снятия кассы с учета. В течение этого времени сотрудник фискальной службы должен снять показания с кассы.
  4. Снятие ККТ с учета. На основании документов и заявления касса снимается с учета.

Можно ли пройти процедуру с долгами

Очень часто при закрытии ИП у предпринимателя выплывают долги перед налоговой. Поэтому у многих возникает вопрос – как ликвидировать ИП с долгами?

Важно! В случае любых задолженностей прекращение ИП можно осуществить только после их погашения.

Перед тем как ликвидировать организацию с задолженностями перед пенсионным фондом и налоговой, нужно обязательно сдать налоговую декларацию за весь период работы. Это нужно сделать, даже если предприниматель не вел деятельность.

Как правильно уволить сотрудников

Пошаговое увольнение сотрудников:

  1. За два месяца до закрытия сотрудников нужно известить в письменной форме о предстоящем увольнении.
  2. За две недели до закрытия нужно оповестить центр занятости.
  3. В пенсионный фонд нужно передать персонифицированную отчетность и внести платежи за сотрудников в течение двух недель.
  4. Последний расчет с работниками, официальное снятие с должности и с учета в ФСС.

Увольнение работников

Будут ли проверки из налоговой

В течение трех лет после закрытия ИП налоговая имеет право произвести проверку. Это позволяет подвести итог всей работы предпринимателя, найти возможные нарушения и несоответствия.

К сведению! Правильное ведение бизнеса и постоянная уплата налогов помогут уйти от неприятностей и спокойно пройти любую проверку налоговой.

Закрытие ИП через банкротство

Этот вопрос очень часто интересует предпринимателей. Банкротство проходит в несколько этапов. Первый этап начинается с подачи заявления в арбитражный суд по месту регистрации организации. Для этого понадобятся следующие документы:

  • заявление, чтобы признать ИП банкротом;
  • свидетельство о регистрации;
  • документ о сумме задолженности;
  • документы на владение имуществом и его сумма;
  • как можно больше документов, подтверждающих банкротство.

Дальнейшие этапы банкротства

  1. Наблюдение. Рассматривается финансовая устойчивость, сохранность состояния и платежеспособность.
  2. Мировое соглашение. Поиск компромисса между ИП и кредитором.
  3. Начало конкурсного производства, утрата у предпринимателя прав над имуществом.
  4. Конкурсное производство. Реализация собственности для исполнения обязательств. После этого юридически ИП обанкрочено.
  5. Конец конкурсного производства. Последствия — человека полностью освобождают от долгов, кроме возмещения вреда и проч.

Нужно ли хранить документы после закрытия

В процессе работы у ИП собирается огромное количество документации разного характера.

К сведению! Независимо от режима налогов, даже если ИП работает самостоятельно (без работников), физическое лицо каждый день имеет дело с большим количеством документов. После ликвидации ИП почти все документы нужно хранить какое-то время.

Сейф для документов

Несмотря на ликвидацию ИП, относящаяся к нему документация должна быть сохранена согласно нормам закона. Это нужно для фактического подтверждения операций любого характера работы ИП.

К сведению! Эти документы в будущем могут быть нужны для осуществления проверки налоговой. Налогоплательщик, он же бывший индивидуальный предприниматель, должен предоставить при проверке полный список документов, который у него запросят. Кроме этого, инспектор из налоговой при необходимости вправе попросить архивную документацию без проведения проверки.

Минимальные сроки для хранения документов:

  • первичные документы, необходимые для определения и оплаты налогов, хранятся не меньше пяти лет с момента закрытия ИП;
  • тетрадь учёта и бумаги, где указаны доходы и расходы, хранятся не меньше пяти лет;
  • бухгалтерская отчетность — не меньше четырех лет;
  • отчётность по административно-хозяйственным аспектам — четыре года;
  • документы, являющиеся доказательством начисления и оплаты страховых взносов в ФСС, пенсионной фонд, хранятся не меньше семи лет.

Нужно заранее узнать у специалистов в налоговой, какие документы стоит сохранить, чтобы в последствии не было больших штрафов за их потерю. Желательно документы хранить в надежном сейфе, ключ от которого будет только у бывшего предпринимателя или в папке, но так, чтобы к ним никто не имел доступа.

К сведению! Таким образом, закрытие ИП — тяжелая, а иногда и долгая процедура. Если человек не может справиться с ней самостоятельно, не знает многих аспектов, то лучше обратиться к юристам и нотариусам.

Если закрытие ИП было произведено без долгов и проблем, то его можно вновь открыть и продолжать деятельность сразу после того, как были получены документы о ликвидации на руки. Если организация была закрыта навсегда, то нужно уничтожить все печати и штампы. Для этого подается заявление, оплачивается госпошлина и производится их утилизация.

*Цены указаны на июнь 2019 г.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector