ИП для такси — как открыть и оформить лицензию, инструкция
Содержание:
Выбор основного вида деятельности, который и будет приносить доход — главный вопрос, с решения которого начинает любой предприниматель. Перевозка пассажиров относится к рентабельным направлениям бизнеса. Но нужно заранее определиться с тем, какие налоги платить, какие системы для этого можно выбрать, когда регистрируют ИП для такси.
Зачем нужно ИП для такси
Если гражданин занимается извозом, закон обязывает получать специальную лицензию на таксомоторную деятельность. Если этого документа нет, владельца транспорта с большой вероятностью привлекут к административной ответственности в виде штрафа. Минимальный размер наказаний для таких случаев — 5000 руб*. Но размеры таких штрафов устанавливаются индивидуально у разных регионов.
Лицензию выдают только лицам со статусом ИП, либо открывшим свою организацию.
Оформление ИП потребуется при условии:
- наличии личного автопарка;
- работы с диспетчером;
- официальной работы для сферы автоперевозок, даже если это просто багаж.
При открытии хозяйственной деятельности гражданин будет обязан:
- оплачивать налоги. Упрощёнка этого тоже требует;
- вести отчётность;
- заниматься документооборотом. Вид работы не имеет значения.
Но лицензия для ИП на такси в этом случае выдаётся беспрепятственно. Разрешение потребуется и в том случае, если гражданин планирует устроиться в автопарк с собственным авто.
Какие документы нужно подготовить
Регистрация предполагает подготовки следующих документов:
- доказательство того, что государственная пошлина уплачена (чек);
- ИНН;
- паспорт.
Заявление по форме Р21001 заполняется при обращении в налоговую службу. Документы передаются при личном визите либо с участием доверенных лиц. При необходимости контролирующие органы дадут рекомендации о том, как открыть ИП для работы в такси.
Главное — выбрать код ОКВЭД, соответствующий тому или иному виду выполняемой работы. 60.22 — обозначение именно для такси, услуг по перевозке пассажиров. 60.23 — ещё один номер для сухопутного транспорта, который может пригодиться в дальнейшем.
Выбор системы налогообложения
От выбора системы зависит не только размер перечислений в бюджет, но и список документов, которые потребуется заполнять для отчётности. Есть несколько вариантов, каждый со своими преимуществами и недостатками. Какой оформить, выбирает сам индивидуальный предприниматель.
ОСНО
Абсолютно непрактичный вариант для предпринимателей-таксистов. Необходимо постоянно фиксировать операции в письменном виде, платить налоги на доходы, перечислять суммы НДС. Соответствующим образом требуется подтверждать каждый приход, расход. Без практического опыта работы бухгалтера разобраться со всеми тонкостями оформления практически невозможно. Нужно нанимать специалиста, тратиться на зарплату, чтобы работать как ИП, такси не исключение.
УСН
УСН — оптимальная система, если гражданин планирует постоянно заниматься перевозками. Решение обладает целым рядом преимуществ:
- разрешено оформлять такую систему всем ИП;
- минимальные усилия, временные затраты при ведении бухгалтерской документации;
- оплачивают всего 6 % от получаемого дохода или 15 %, если основной элемент учёта — разница между прибылью и расходами. Предприниматель имеет право сам выбрать, какой вариант оптимален в настоящее время.
ЕНВД
Практикуется многими водителями, работающими в сфере перевозок. Но переход на такую систему для оплаты налогов связан с определёнными ограничениями:
- не во всех регионах сама работа позволяет использовать такую схему.
- применение ЕНВД допускается, только если деятельность требует участия не более 20 транспортных средств.
Статья 346.24 НК РФ — главное основание, по которому ведут расчёты налогов. Формула для расчёта правильного количества налогов предполагает перемножение базовой доходности на количество посадочных мест, на коэффициент-дефлятор, на 15 %, на корректирующий коэффициент.
Для автотранспортных услуг базовая стоимость всегда составляет 6000 руб., вне зависимости от того, как работает индивидуальный предприниматель.
Коэффициенты-дефляторы и корректирующие коэффициенты устанавливаются на уровне исполнительных органов власти, местного или общего уровня.
Если корректирующий коэффициент сохраняет низкий уровень, плата по налогам может составить от нескольких рублей в месяц. Но имеются и отрицательные моменты:
- действует ЕНВД только вплоть по 2021 год включительно;
- все финансовые документы требуют грамотного, аккуратного заполнения. Иногда трудно совмещать решение подобных вопросов с основной деятельностью, если выбран самостоятельный вариант;
- необходимость подавать ежеквартальную отчётность. Для этого разработана отдельная инструкция.
Такая система оптимальна, если есть официально нанятые сотрудники.
Патентная система
Ряд преимуществ имеется и у ПСН как у системы для работы таксистов. От количества транспорта, используемого в предпринимательской деятельности, зависит размер налога в той или иной конкретной ситуации. Патент по цене рассчитывают не просто для одного ИП. Учитывают возможную прибыль для каждой из используемых машин. При ПСН разрешается нанимать не более 15 человек. Кассовый документ оформлять обязательно.
Нужно ли использовать ККМ (кассу)
От использования контрольно-кассовой техники для такого бизнеса есть возможность отказаться. После предоставления клиенту услуги никуда не исчезает требование по оформлению сопроводительной документации. Водители всегда обязаны выдавать доказательства того, что услуга оказана и оплачена. Но установленной формы для таких ситуаций нет. Поэтому рекомендуют выбирать стандартные бланки строгой отчётности, в том числе если используется легковой автомобиль.
Документ должен включать такие реквизиты при оформлении:
- ФИО доверенного лица от ИП, когда нужно;
- цена услуги;
- дата оформления документа. Сделать выбор даты легко на основании имеющихся бумаг;
- наименование клиента;
- наименование документа и номерное обозначение.
Штраф за работу без лицензии
Наказания предусмотрены за различные нарушения, связанные с этим направлением:
- водителю могут выписать 1000 руб. штрафа, если в салоне нет информации, которая установлена на законодательном уровне. Для должностных лиц наказание составит 10 тыс. руб. Юридические лица за такие нарушения платят от 30 тыс. руб. Этот же принцип действует для многих других наказаний;
- такие же штрафы применяют для тех, кто отказывается выдавать собственный чек пассажирам;
- 3000 руб. — размер штрафа при отсутствии специальной цветографической схемы и фонаря. Должностные лица платят 10 тыс. руб., юридические — до 50 тыс. руб. Это главный минус нарушений — платить придется больше, чем если бы соблюдали закон с самого начала.
Статья 12.4. КоАП РФ тоже заслуживает отдельного рассмотрения. Там описывают незаконное применение фонарей, цветографических схем. Платят за такие нарушения от 5000 до 500 тыс. руб. в зависимости от статуса ответственных лиц. В качестве наказания фонарь в таких ситуациях будут конфисковать всегда. Даже если речь идёт о работе в Яндекс.Такси.
Одно из обязательных требований после получения лицензии — регулярное прохождение ТО. Если возраст транспорта от восьми лет и старше, подобные проверки проходят минимум раз в полгода. Раз в 12 месяцев, если авто от 3 до 8 лет. Налогообложение на решение этого вопроса не влияет.
Можно ли работать в такси без ИП
Предполагается оформление договора с посредником, если водитель заинтересован в работе без получения статуса ИП. Этот способ решения вопроса требует дополнительных расходов, связанных с разрешением и услугами агента, принимающего участие в оформлении документа. Законное лицензирование — самый простой вариант.
Советы по самостоятельному получению лицензии
Когда гражданин открыл ИП под такси, следующим шагом становится получение разрешения от территориального органа в Министерстве транспорта. Для этого адресатам передают следующую документацию:
- копию документа, доказывающего, что владение машиной законное. Обычно это копия регистрационного свидетельства, договор об аренде или справка о том, что транспорт предоставлен со стороны банка;
- копия гражданского удостоверения;
- заявление. Без него открывать предпринимательство нельзя.
На рассмотрение заявлений у Министерства транспорта уходит до месяца. В лицензии могут отказать, только если выявлены несоответствия в самой информации, либо, когда сам набор бумаг неполный.
Пошаговый порядок получения разрешительной документации:
- Определённое обозначение должно присутствовать у самого транспорта для извоза. Это цветографическая схема, содержащая квадраты, нанесённые на кузов в шахматном порядке.
- Автомобиль должен быть оформлен в цветах, соответствующих нормативам.
- Наличие опознавательного фонаря.
- Снабжение машины таксометром.
Для оформления лицензии извозчик должен набрать минимальный практический опыт в три года. При организации работы в такси предполагаются и другие особенности:
- прохождение медосмотра водителей;
- ремонт машин;
- техобслуживание по необходимости. Это не плюс, но важный фактор.
Срок действия любой лицензии — 5 лет. Документ должен всегда быть у водителя на случай проверки со стороны сотрудников ГИБДД.
Кажется, что открытие ИП — простой процесс, но он требует внимательного отношения. Правильность действий, соблюдение требований законодательства влияют на дальнейшее развитие бизнеса. Перевозка людей может стать неплохим решением для получения дополнительной прибыли.
Оформление лицензии без ИП приводит к тому, что водители оказываются привязаны к конкретному автопарку. У официального предпринимателя в этом случае больше свободы, возможностей для дополнительного заработка. И сами разрешения, оформленные у посредников, оказываются в два-три раза дороже обычной разрешительной документации. Практичнее самостоятельно заниматься получением лицензии на извоз и уже после этого приступать к работе.
*Цены указаны на июль, 2019 г.