ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Руководители частных организаций и предприниматели периодически подвергаются проверкам. Государственные ведомства регулярно проверяют документацию и деятельность таких предприятий. Правила и порядок взаимодействия между инспектирующими и инспектируемыми на время надзора изложены в Федеральном законе № 294. Содержание документа постоянно дополняется и преобразуется, но главная концепция остается неизменной.

Суть закона

Структура ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» состоит из 27 статей, распределенных по четырем главам. Материал сгруппирован для точного и грамотного понимания:

  • 1 часть — вводные принципы. Закон подробно излагает применяемые понятия и термины, устанавливает контрольные полномочия государственных и местных органов власти. Для частных фирм приведены защитные положения и обязанность об уведомлении инспекций о начале и завершении проверки;

ФЗ № 294

  • сущность 2 группы — собственно, проведение ревизии: раскрываются виды мероприятий, планирование, сроки, правила и ограничения, возможные шаги сторон при подведении итогов;
  • тема 3 главы — защита предпринимательской деятельности: права и дозволяемые действия в случаях, когда организация не согласна с итогами комиссии или понесла ущерб, наказания за уклонение от проверок;
  • заключительная глава посвящена самому нормативному акту: неактуальность отдельных пунктов, освобождение малого бизнеса от плановых мер контроля, условия вступления закона в силу.

К сведению! Основная тематика ФЗ — правовая поддержка юридических лиц. Пункты, защищающие предпринимательство, находятся не только в 3 главе (ст. 21-25), они разбросаны по всему тексту (например, ст. 3, 16, 20, 26.2).

Какие субъекты имеют право на защиту

Все предприятия, подвергаемые внешнему контролю, обладают возможностью отстаивать свои интересы. Разница в статусе: одни предприятия могут быть освобождены от инспекций, других могут подвергнуть дополнительным обязанностям.

  • Легче всего учреждениям, оформленным по ФЗ № 209, как представителям малого и среднего бизнеса и имеющим безупречную репутацию. Сталкиваться им предстоит лишь с налоговыми службами раз в три года (ст. 26.1, 26.2).

Бизнес

  • Занятым в сфере здравоохранения, электро- и теплоэнергетики, образовательных и социальных услуг предприятиям, промышленным объектам сложнее. Государственный контроль им назначается несколько раз в году (п. 9 ст. 9).
  • Строгими условиями наделены субъекты, имеющие высокую категории риска или опасности в своей деятельности, а также работающие по лицензиям, госзаказам и программам. Здесь неизбежны визиты антимонопольной службы (п. 9.3 ст. 9).

Обратите внимание! Защита ИП и юр. лиц окажется намного слабее, если организации нарушили законодательство, имеют выявленные нарушения или репутацию недобросовестного исполнителя. Предприятие могут обязать предоставить дополнительные отчеты о проделанных работах и полученных доходах.

Что включает защита прав и интересов

В законе указаны разнообразные положения, право на защиту предпринимательской деятельности включает как общие гарантии, так и специальные возможности.

Основы правовой поддержки частных предприятий содержит статья 3 вышеупомянутого закона. Нормы обязывают:

  • надзорные учреждениям информировать о своей деятельности в открытом доступе ради принципа прозрачности и подготовки объекта к ревизии;
  • на установленное время проводить ревизию представителям только одного ведомства с конкретными целями и в пределах своей компетенции (не допускается проведение инспекции несколькими службами одновременно);
  • соблюдать презумпцию добросовестности (факты нарушений и преступлений должен обосновывать государственный представитель, но не проверяемая организация);

Документы

  • право требовать документацию фирмы только в случаях, разрешенных законами и компетенцией инспекторов;
  • обеспечивать осуществление проверки за счет муниципального или государственного бюджета (но не на средства юридического лица, проходящего контрольные мероприятия);
  • соблюдать проверяющими законодательство в соответствии с КоАП и УК РФ.

Обратите внимание! Статья налагает обязательства и на предпринимателей. Они несут ответственность за уклонение от проверок, препятствование им и за итоги работы. Также этот раздел рекомендует предприятиям направлять уведомления о ходе своей деятельности в инспектирующий орган.

Конкретные права частных предприятий, предоставляемые ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указаны в 3 главе. Так, ст. 21 раскрывает права руководителей и сотрудников проверяемых организаций:

  • на свободное наблюдение за ходом надзора;
  • на требование информации о порядке проведения инспекции, системе оценок и критериев качества;
  • на объяснения членов комиссии о принятых решениях по итогам инспекции. Служащие должны обосновать все аспекты проделанной работы;
  • на ознакомление с актами проверки, выражения согласия или отрицания заключения, принятого в документе;
  • на обжалование результатов комиссии с привлечением независимых экспертов и аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Присутствие представителей юр. лица в процессе работы комиссий (ст. 25) и ознакомление с документами по итогам надзора (ст. 16) это не только права, но и обязанность предприятий для полноценности ревизии. Положения изложены таким образом, чтобы объект не мог уклониться от общих правил, а инспектирующий субъект — устанавливать свои порядки.

Способы защиты

Если организация не согласна с итогами комиссии, она вправе оспорить акты проверок. Защита ИП в подробностях указана в 3 главе закона.

Федеральный закон дает возможность юридическим лицам на время и по итогам контроля отстаивать интересы в судебном и административном (без обращения в суд) порядке. Хорошо знакомые с юриспруденцией бизнесмены могут заниматься самозащитой. Также правовую поддержку оказывают профессиональные юридические коллегии.

Внесудебные способы

Отстоять каждый свой интерес без обращения в судебные ведомства предприятие может на основании п. 12 ст. 16 закона. Получив на руки акт проверки, руководитель организации или его представитель могут направить в государственную службу надзора (руководству ведомства или в вышестоящее учреждение) в 15-дневный срок письменные возражения на тему проведенной инспекции.

Внесудебный способ решения проблемы

В общем виде претензия содержит:

  • данные ведомства и сотрудников, с решениями которого организация не согласна;
  • информация о подающем жалобу (полные данные предпринимателя или представителя фирмы);
  • подробности поступков и действий инспекторов, принятые руководством проверяемого предприятия как противоправные или неверные;
  • в подкрепление своей правоты к своему обращению допускается добавление сведений о выполненных мероприятиях, заключений экспертов — всего, что может являться подтверждающими документами.

Решение по теме обращения принимается в течение 30 дней (возможно продление на такой же срок или меньше). Бизнесмена будет ждать положительное или неудовлетворительное, в виде приказа или распоряжения решение.

Судебные практики

Если защита ИП и юридическим лицам своих прав путем обращений в контрольные службы не принесла успеха, предприятие имеет право обратиться в суд. Такую возможность предусматривает Конституция (ст. 46), Арбитражный процессуальный кодекс (ст. 1 и 2 АПК), ФЗ № 294 (ст. 24). Рассмотрением неправомерных указаний и распоряжений проверяющих органов занимаются суды общей юрисдикции, экономические споры решаются в арбитражных судах.

Важно! В судебных ведомствах оспариваются только требования и предписания комиссий, но не акты проверки, являющиеся простой констатацией хода и результатов ревизии без обязательств к подписавшим. Свое несогласие с итоговой ведомостью представитель фирмы выражает письменно, оставив замечание рядом с росписью, подтверждающей ознакомление.

Процесс начинается с подачи заявления в суд (ст. 125 АПК) письменно или в электронном формате. В документе указываются:

  • названия: ведомства-получателя иска, фирмы-истца (с адресами местонахождения, почтой и телефонами для связи) и учреждения-ответчика, совершившего спорные действия;
  • данные нормативного акта, ставшего причиной обращения в суд: дату, номер, полное наименование, а также законы, противоречащие принятому решению;
  • требования истца и сведения о соблюдении досудебного порядка;
  • перечень прилагаемых документов.

Судебное разбирательство

Список приложений указан в ст. 126 АПК РФ. В его составе:

  • документы, подтверждающие правоту обратившейся организации и соблюдение им досудебных порядков;
  • уведомления о вручении копий заявления;
  • полную информацию о государственной регистрации юридического лица;
  • выписки с данными о расположении предприятия, получаемыми из Единого государственного реестра юридических лиц (или ИП) за 30 и менее дней до времени обращения в суд.

Важно! ВСудьи проверят предписания, составленные инспекторами, на соответствие нормам законодательства. В случае неудовлетворительного вердикта акты остаются в силе. Положительное решение означает признание результатов проверки недействительными с их дальнейшей отменой (ст. 20).

Какие органы осуществляют надзор

Проверками занимаются не все представители государственной власти. Ведомства, располагающие контрольными полномочиями, обычно носят название надзора или инспекции:

  • Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства применяют право мониторинга в целях соблюдения фирмами санитарно-гигиенических мер (касается сфер питания, медицинских услуг и образования);
  • Ростехнадзор — наблюдение за формулярами, журналами и паспортами сложного промышленного оборудования на крупных объектах, изложениями техники безопасности при работе с аппаратурой;
  • пожарные инспекции МЧС проверяют противопожарные условия в помещениях (запасные выходы, планы эвакуации, сигнализацию, средства пожаротушения) и на открытых территориях (уборка возможных очагов возгорания);

Госпроверка

  • службы по труду и занятости просматривают должностные инструкции и обязанности сотрудников, внутренние правила и табели, собирают мнения работников о трудовом процессе, следят за начислением зарплат и компенсаций за переработки и деятельность в сложных условиях;
  • прокуратура и Следственный комитет РФ — ведомства, которые действуют по обращениям граждан, запросам и жалобам представителей других организаций;
  • Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и Счетные палаты муниципального и государственного уровней отслеживают отчисления и выплаты, предусмотренные законом. Если возникают подозрения в недобросовестной деятельности и сокрытии прибыли от государственных органов, предприятие ждет внеплановая проверка;
  • иные профильные министерства и службы по надзору за конкретной сферой и статусом организаций.

Госведомство

Важно! Закон не применяется в случае проведения правоохранительными органами оперативных действий и мер дознания, а также в случае наблюдения за соблюдением антимонопольного законодательства. Полный список контрольных мер, не регулируемых актом, содержится в п. 3 и 3.1 ст. 1 ФЗ № 294.

Знание законодательной системы добавит руководству предприятия уверенности и спокойствия. Даже внезапная проверка не сорвет рабочий процесс, пройдет быстро, точно и с наименьшими потерями для обеих сторон. Грамотное понимание дел поможет сотрудникам организации в позитивном общении с инспекторами и увеличит шанс прийти к компромиссу в случае обнаружения недочетов: быстро устранить нарушения, продолжить вести дела в своей сфере и сохранить репутацию.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии